Главная Новости

История витража - статья на строительном сайте StroyMat.ru

Опубликовано: 10.10.2018

   С лово "витраж" произошло от французского vitre (оконное стекло) и заняло свое место в русском языке к первой трети XX в. Так называли просвечивающиеся стеклянные картины, выполненные, как правило, в технике классического свинцово-паечного витража, т. е. собранные из кусочков стекла в свинцовом переплете. По мере развития витража в качестве оправы стали использовать латунный, медный, алюминиевый, пластмассовый и другие профили, а также медную фольгу, клейкую пленку и многое другое, в зависимости от задач, поставленных перед витражным перекрытием. В некоторых случаях стекло или часть его заменяли природным камнем, раковинами, слюдой, оргстеклом, тонким фарфором, пластиком и другими материалами. Поэтому уже к середине XX в. понятие "витраж" расширилось. Появились пескоструйный, травленый, клееный витражи, а также различные имитации - более дешевый вид украшения оконных проемов. Имитации исполнялись на пластмассе, целлофане или бумаге, которые могли и не наклеиваться на стекло. Здесь использовались безобжиговые краски и имитация свинцовых переплетов. В последнее время стало модным называть витражом остекленные многосекционные конструкции рам и перекрытий, которые сами по себе могут иметь сложные формы и лишь издалека напоминать рисунок медальонов готических витражей или жилки оправы, скрепляющей стекла.

  Известно, что любое помещение требует своего цветового наполнения. Обычно эту функцию несут обои, ковры, светильники, картины или панно. Витраж-элемент декора, который способен внести один из наиболее ярких и решающих акцентов в цветовой ансамбль. В нем можно сконцентрировать практически неограниченное количество цветов и оттенков, необходимых для того, чтобы разнообразить самый тусклый интерьер.

  Витраж - это сюжетная или орнаментальная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. В классическом (наборном) витраже отдельные куски цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку, соединяют между собой профилем из свинца, меди или латуни. Чем богаче фактура стекла, тем красивей и эффектнее витраж.

  Солнечные лучи, преломляясь, заставляют стекло гореть яркими сочными красками, делая его всякий раз новым и неповторимым. Роспись в классическом витраже выполняют специальными красками с обжигом, она не выгорает и не стирается долгие годы.

  В конце позапрошлого века была изобретена новая технология сборки, получившая название "Тиффани", по имени ее создателя. По ней каждая стеклянная пластина оправлялась фольгой, затем разрозненные стекла спаивали друг с другом. Отказ от жесткого металлического каркаса сделал возможным применение таких декоративных изделий не только в качестве стеклянного заполнения проемов в стенах, но и, например, в качестве плафонов для светильников или как отделка для потолков.

  Спечной витраж или фьюзинг - витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).

  Мозаичный витраж - наборный, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используют отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.

  Наборный витраж - простейший вид витража, как правило, без росписи, который создают на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.

  Пескоструйный витраж - вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

  Расписной витраж - витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненых, прессованных стекол.

  Свинцово-паечный (паечный) витраж - классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

  Травленый витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

  Фацетный витраж - витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света), требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, т.к. такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

  Комбинированный витраж - витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрасте.

  Новейшие технологии производства стекла значительно расширили возможности функционального использования витража. Наряду с привычным использованием витража как заполнения проема, все чаще стали встречаться приемы, где стекло используется в самых непредсказуемых вариантах: декор подвесных потолков; разграничивающие пространство перегородки, ширмы; оформление плафонов, бра; вставки в мебель (буфеты, шкафы) или столешницы; или как декоративное оформление помещений, в виде панно или вообще сплошных плоскостей.

  Благодаря повышенному вниманию к ценности "чистого" материала, его поверхности, фактуре, изделия из стекла становятся не только драгоценной вставкой в оправу, но совершенно самостоятельным произведением.

  Если вы не имеете достаточного количества средств, чтобы купить настоящий витраж, а иметь дома его очень хочется, можно изготовить его самостоятельно.

  Технология изготовления следующая: берется картон с выбранным цветным рисунком и контурными линиями, выполненными тушью. В соответствии с рисунком производит резка (подойдет обычный роликовый стеклорез) цветного стекла. Затем на картон укладывают лист прозрачного силикатного стекла и делают "сухой" примерочный набор витража. Цветные стекла выкладывают точно по эскизу. Для соединения стекол между собой и нижней поверхностью нужно приготовить раствор (1 часть цемента, 3 части песка и 1 часть клея, типа ПВА). Готовится он в специальной таре, подойдет флакон из - под шампуня, в пробку которого вставляют стеклянную или пластмассовую трубку диаметром 4-5 мм. Перед заливкой, края цветных стекол в местах соединения с силикатным стеклом тщательно смазывают раствором. После подсыхания производится основная заливка пространства между кусочками цветного стекла. При такой обработке раствор не подтекает под цветные стекла, и витраж получается аккуратным. Если этот витраж будет использовать как декоративный настенный элемент, то в его верхних углах предварительно проложите стальную проволоку с петлями для подвешивания. Витражи для окон выполняют на вынутом из рамы стекле.

  Современный витраж рассчитан на электрическое освещение, что значительно расширило возможности его применения в архитектуре - не только в окнах, но и в интерьерных перегородках и подвесных потолках.

  Широкое применение стеклопакетов в современном строительстве потребовало внедрения новейшей витражной технологии на основе цельного стекла, специального цветного ламината и свинцового профиля различного сечения. Витражи, собранные по этой технологии, внешне ничем не отличаются от классических, и могут не только использоваться в реставрации, но и для создания эффекта старины.

  Уникальные характеристики витража особенно интересны именно в жилом интерьере. Им можно украсить окно, сохранив прозрачность, а можно сделать ярким пятном, несущим функции защиты от посторонних взоров.

  Благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства. Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения.

По материалам справочника

"Строительные материалы. Где их можно приобрести" N 5 за 2007 г.

Календарь

Популярные новости

rss